Адрес

г.Томск, ул.Красноармейская, д.96 , оф. 513.
тел. (3822) 530229

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС
 

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС

20.01.2011 | Бухгалтер
Вопрос: Об основании признания статуса груза как экспортного в случае его вывоза из Российской Федерации в Казахстан в целях определения ставки НДС по транспортно-экспедиционному обслуживанию.
Ответ:

Согласно ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов… от 11 декабря 2009 года взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.  При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.

Местом оказания услуг по организации перевозки груза в Казахстан считается территория РФ, следовательно необходимо руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ, которым был установлен закрытый перечень услуг и работ, облагаемых по ставке НДС 0 процентов, и определены комплекты документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки в каждом конкретном случае.

Согласно подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ (введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г.) при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.   При этом, к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Примечание: Отметим, что положения подпункта 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяются на услуги указанных в подпункте 9 п. 1 ст. 164 НК РФ российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

 

На основании п. 3.1. ст. 165 НК РФ (введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г.), при реализации услуг, указанных в подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке. В случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При этом в копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов должно быть указано место разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза.

 

Указанные документы (их копии) в случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию Казахстана (государства - члена Таможенного союза) представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза (абзац шестой п. 9 ст. 165 НК РФ, введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г.).

Таким образом, совокупность указанных документов будет подтверждать статус груза как экспортного, и при ее наличии в отношении транспортно-экспедиционного обслуживания будет применяться ставка НДС 0 процентов.

 

Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте:

-        работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с территории Российской Федерации продуктов переработки на территории Российской Федерации;

-        работы (услуги), связанные с указанной выше перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров,

облагаются НДС по налоговой ставке 0 процентов при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в пункте 5 статьи 165 НК РФ отметки таможенных органов.

Согласно п. 5 ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются:

-        реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы (оказанные услуги) на счет российского налогоплательщика в российском банке. В случае, если расчеты за указанные в настоящем пункте работы (услуги) осуществляются в соответствии с договорами, заключенными указанными в абзаце первом настоящего пункта перевозчиками с железными дорогами иностранных государств, или с международными договорами Российской Федерации, в налоговые органы представляются документы, предусмотренные указанными договорами;

-        реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия либо свидетельствующих о помещении вывозимых с территории Российской Федерации продуктов переработки под таможенную процедуру таможенного транзита.

В случае выборочного истребования налоговым органом отдельных перевозочных документов, включенных в реестры, копии указанных документов представляются в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Перевозочные документы, включенные в реестр, должны иметь отметку таможенных органов, свидетельствующую о перевозке товаров, помещенных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и таможенным законодательством Российской Федерации под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия, либо свидетельствующую о помещении вывозимых продуктов переработки под таможенную процедуру таможенного транзита.
Ю.А. Разумова, Е.Б. Хандуева