Адрес

г.Томск, ул.Красноармейская, д.96 , оф. 513.
тел. (3822) 530229

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС
 

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС

23.01.2011 | Бухгалтер
Вопрос: До вступления в силу с 01.01.2011 поправок в НК РФ ставки налогообложения работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, облагаемых по ставке 0 процентов, были установлены пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. В соответствии с данным порядком транспортно-экспедиционная фирма выставляла нам счет-фактуру на свои услуги следующим образом - на те услуги, что оказаны до оформления ГТД - с НДС, и мы его брали к вычету, на провозную плату - без НДС (НДС = 0%).
Изменилось ли что-либо с 01.01.2011 в 21 главе НК? Как определять без ГТД, относятся ли услуги к связанным с экспортом (по Казахстану)?
Ответ:

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ, которым был установлен закрытый перечень услуг и работ, облагаемых по ставке НДС 0 процентов, и определены комплекты документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки в каждом конкретном случае.

В отношении услуг транспортно-экспедиционной фирмы указанным законом введен подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, которым установлено, что при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

При этом к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Примечание: Положения подпункта 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяются на услуги, указанные в подпункте 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

 

Как определять без ГТД, относятся ли услуги к связанным с экспортом (по Казахстану)?

На основании п. 3.1 ст. 165 НК РФ (введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г.), при реализации услуг, указанных в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:

1)         контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

2)         выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке. В случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3)         копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При этом в копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов должно быть указано место разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза.

Указанные документы (их копии) в случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию Казахстана (государства - члена Таможенного союза) представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза (абзац шестой п. 9 ст. 165 НК РФ, введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г.).

Таким образом, совокупность указанных документов будет подтверждать обоснованность применения ставки 0 % в отношении транспортно-экспедиционного обслуживания.

 

Если, несмотря на наличие права на применение нулевой ставки налога, транспортно-экспедиционная компания выставляет акты и счета-фактуры на свои услуги с учетом НДС по ставке 18%, возникает вопрос – вправе ли заказчик таких услуг принять этот НДС к вычету?

 

Арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Так, Постановлением ФАС ЗСО от 30.11.2005 N Ф04-8645/2005(17438-А75-6) установлено, что согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по транспортировке экспортируемой нефти подлежат налогообложению НДС по ставке 0%. Налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную законом ставку налога. Поэтому экспортер не имеет права предъявлять к вычету НДС, необоснованно уплаченный перевозчику по ставке 18% при расчете за услуги по транспортировке экспортируемой нефти.

Постановлением ФАС УО от 24.08.2005 N Ф09-3664/05-С2 сделан противоположный вывод. Налоговый орган отказал экспортеру в возмещении сумм НДС по оплаченным транспортным услугам, оказанным при экспорте товара, так как посчитал, что данные услуги в силу ст. 165 НК РФ облагаются по ставке 0 процентов. Однако отказ налогового органа был признан незаконным, поскольку счета-фактуры, предъявленные лицами, оказавшими заявителю транспортные услуги, содержат сумму НДС в размере 18 процентов, выделенную отдельной строкой, а сумма налога фактически уплачена экспортером.

В постановлении ФАС МО от 28.12.2009 № КА-А40/14362-09, оставленном в силе определением ВАС РФ от 16.06.2010 № ВАС-13202/09, указано, что применение ставки НДС 18 процентов к операциям по реализации услуг, которые по своему характеру осуществляются в отношении экспортных товаров, не соответствует налоговому законодательству, и предъявленные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога в части указанных услуг.

Примечание: 20 апреля 2010 года вышло постановление Президиума ВАС РФ № 17977/09, в котором суд указал на обоснованность применения ставки 18 % исполнителями услуг, так как в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов данные исполнители не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0 процентов 

 

С учетом имеющейся на сегодняшний день судебной практики, существует большая вероятность того, что в судебном порядке Организация не сможет обосновать свое право на применение вычета НДС по услугам, подлежащим налогообложению по нулевой ставке.

Ю.А. Разумова, Е.Б. Хандуева