Адрес

г.Томск, ул.Красноармейская, д.96 , оф. 513.
тел. (3822) 530229

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС
 

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС

24.03.2011 | Организация
Вопрос: Дачное некоммерческое партнерство решило за счет целевых взносов участников создать объекты общего пользования, такие как газопровод, станцию водоочистки, электрическую подстанцию с энергопринимающим устройством. На данный момент газопровод и электрическая подстанция готовы, принадлежат ДНП, документы на регистрации в ТОРЦе. В дальнейшем коммунальные службы будут выставлять счета за услуги на Партнерство.
Каким образом будет оформляться предъявление сумм за комуслуги (электроснабжение, водоснабжение и газоснабжение) членам партнерства? Будет ли облагаться эта деятельность налогом на прибыль и НДС? Возможно ли возмещение сумм расходов на комуслуги за счет целевых взносов?
Применяется ли в данном случае льгота НДС, предусмотренная пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Ответ:

Деятельность дачных некоммерческих объединений регулируется Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон).

Согласно ст. 1 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

То есть дачное некоммерческое партнерство – объединение граждан, созданное с целью решения их социально-хозяйственных задач.

Закон относит предназначенное для обеспечения в пределах территории дачного некоммерческого объединения потребностей членов объединения в водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении (водонапорные башни и тому подобное) к имуществу общего пользования (ст. 1 Закона).

В статье 4 Закона предусмотрены формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений:

-        садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества,

-        садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы,

-        садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица (п. 4 ст. 4 Закона).

Согласно Уставу имущество общего пользования, приобретенное или созданное Партнерством на взносы членов или за счет иных законных источников, является собственностью Партнерства и образует специальный фонд.

На основании пп. 10 п. 3 ст. 22 Закона к компетенции правления дачного некоммерческого объединения относится организация ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования.

Уставом предусмотрено, что расходы по эксплуатации, текущему ремонту данного имущества, относящегося к имуществу общего пользования, оплачиваются за счет средств, поступающих Партнерству от его членов в виде членских взносов.

Таким образом, созданные за счет взносов членов Партнерства газопровод, станция водоочистки, электрическая подстанция с энергопринимающим устройством являются собственностью Партнерства, последнее за счет поступающих членских взносов эксплуатирует и ремонтирует данное имущество.

 

Возможно ли возмещение сумм расходов на комуслуги за счет целевых взносов?

Подпунктом 1 п. 2 ст. 19 Закона предусмотрена обязанность членов дачного некоммерческого объединения своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные Законом и уставом такого объединения, налоги и платежи.

В соответствии с п. 9.3. Устава целевые взносы вносятся членами Партнерства для финансирования конкретных мероприятий и программ, на приобретение, создание объектов общего пользования, их восстановление. Целевые взносы образуют целевые фонды, формируемые по решению Общего собрания.

Таким образом, возмещение сумм расходов на комуслуги за счет целевых взносов возможно при условии принятия об этом решения Общего собрания членов Партнерства.

В то же время согласно Уставу членами Партнерства вносятся членские взносы на оплату текущих расходов, включая эксплуатационные расходы на имущество общего пользования, оплату коммунальных услуг.

Таким образом, если членские взносы не будут покрывать всех издержек на оплату коммунальных услуг, для их возмещения по решению Общего собрания членов Партнерства можно сформировать целевой фонд за счет средств целевых взносов.

 

НДС

На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, если получение членских взносов не связано с реализацией Партнерством товаров, выполнением работ или оказанием услуг, они не включаются в налоговую базу по НДС. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС МО от 26.06.2007 № КА-А41/4789-07).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 5 октября 2007 г. N 57 по вопросу взимания ТСЖ НДС по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов, указал:

«При рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей. Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.  В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.  В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.  Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.  В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов».

Таким образом, Пленум ВАС РФ указал, так как ТСЖ приобретая энергоресурсы действует не в своих интересах, а в интересах своих членов, обеспечение впоследствии жилых помещений коммунальными услугами не влечет возникновение объекта НДС у ТСЖ. Соответствующий статус ТСЖ в договорах с организациями, оказывающими услуги энергоснабжения, по мнению Суда, подтверждают следующие обстоятельства:

  1. ТСЖ - объединение собственников помещений в многоквартирном доме.

  2. Цель создания ТСЖ - совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса.

  3. ТСЖ заключает договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества.

     

    При этом на основании п. 1 ст. 151 ЖК РФ в собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома. К средствам ТСЖ относятся обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества (п. 2 ст. 151 ЖК РФ).

    Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ в п. 3 статьи 149 НК РФ внесены пункты 29, 30.

    Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2010 г., освобождается от налогообложения реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Из указанной нормы следует, что реализация коммунальных услуг потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые заключают договоры с организациями коммунального комплекса, в связи с тем, что отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, освобождается от налогообложения НДС.

    Минфин РФ в своем письме от 08.12.2010 № 03-03-07/41, адресованном ТСЖ, обращает внимание, что от налогообложения освобождается предоставление коммунальных услуг ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Учитывая, что согласно ст. 4 Закона, положениям Устава Партнерство не является потребительским кооперативом, создано не в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, полагаем на него данная норма не распространяется.

    Следует отметить, что само по себе наличие нормы пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ свидетельствует о том, что законодатель признает наличие реализации коммунальных услуг товариществом своим членам. И только при условиях, указанных в пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ такая реализация освобождается от обложения НДС.

    В связи с этим полагаем, что в случае, если Партнерство не будет облагать НДС операции по передаче коммунальных услуг своим членам существует риск возникновения спора с налоговым органом.

    В качестве аргументов в суде в пользу позиции Партнерства будет служить тот факт, что как видно из приведенных норм ЖК РФ и Закона правовой статус Партнерства имеет сходство с правовым статусом ТСЖ. Но, к сожалению, судебная практика относительно передачи дачными партнерствами своим членам коммунальных услуг на сегодняшний день отсутствует.

    В качестве аргументов против позиции Партнерства будут служить, на наш взгляд, следующие обстоятельства.

    На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

    Договор заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

    Как указано выше Партнерство имеет в своей собственности имущество общего пользования (энергопринимающее устройство, газопровод, станцию водоочистки) эксплуатирует его, ремонтирует, то есть несет определенные расходы, связанные с содержанием данного имущества. 

    В свою очередь, к общему имуществу присоединены знергопринимающие устройства членов Партнерства.

    Следовательно, члены Партнерства, не имеют энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям энергоснабжающих организаций.

    На указанных основаниях может быть установлено, что Партнерство самостоятельно (а не в интересах своих членов) выступает в качестве абонента по договорам энергоснабжения и с согласия энергоснабжающих организаций передает энергию, принятую от них через присоединенную сеть, своим членам (субабонентам) (ст. 545 ГК РФ).

    С учетом изложенного деятельность Партнерства по передачи энергии своим членам может быть признана реализацией, следовательно, средства, поступающие на оплату коммунальных услуг, будут признаваться выручкой Партнерства (п. 1 ст. 146 НК РФ, постановление ФАС СЗО от 15.10.2008 № А52-312/2008).

     

    Об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС

    Обращаем Ваше внимание, что Организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) Организации без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ).

    Для реализации права на освобождение Организации необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342, и следующие документы:

    выписка из бухгалтерского баланса;

    выписка из книги продаж;

    копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (п. 6 ст. 145 НК РФ)

Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого Организация использует право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Ю.А. Разумова. Е.Б. Хандуева