Адрес

г.Томск, ул.Красноармейская, д.96 , оф. 513.
тел. (3822) 530229

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС
 

Вопрос-Ответ: Налогообложение: НДС

15.03.2011 | Организация
Вопрос: Коммерческая организация заключила договор о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на приобретение основных средств и иных затрат. Облагаются ли полученные суммы субсидии НДС?
Каким образом учитываются суммы входного НДС по приобретенным ОС, материалам, услугам? Можем ли мы принять его к вычету? Если не можем принять к вычету, то как их учесть, в стоимости ОС, материалов и услуг?
Ответ:

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ, субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).

Из положений ст. 572 ГК РФ следует, что безвозмездная передача имеет место в случае отсутствия встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства.

Таким образом, у организации-получателя субсидии отсутствует обязанность во встречной получению денег передаче товаров (работ, услуг).

На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с представленным договором Организация получает от уполномоченного представителя областного Департамента в виде субсидии в целях возмещения понесенных затрат, направленных на приобретение основных средств и иных затрат, в связи с реализацией молодежного предпринимательского проекта. При этом передача Организацией товаров, результатов работ и услуг Уполномоченному органу в сфере развития малого и среднего предпринимательства, иным лицам договором не предусмотрена.

Таким образом, получаемые Организацией по Договору средства в виде субсидии не связаны с расчетами за реализацию товаров (работ, услуг), следовательно, данные средства не облагаются НДС.

 

На основании ст. 171, 172 НК РФ вычет признается правомерно примененным, если:

  • приобретаемый товар (работы, услуги) используются в операциях, подлежащих обложению НДС;

  • вычет осуществляется на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком, и в сумме, предъявленной поставщиком в счете-фактуре;

  • вычет применен после принятия на учет товаров (работ, услуг);

  • имеются соответствующие первичные документы.

    Иных ограничений для применения вычета НК РФ не устанавливает. В том числе для применения вычета не имеет правового значения, за счет каких средств (собственных, заемных, поступивших в качестве субсидии) осуществляется оплата товаров и услуг.

    В письме Минфина РФ от 21 октября 2009 г. № 03-07-11/260 приведена позиция, согласно которой принятие к вычету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету не принимаются. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать.

    Что касается сумм налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, то данные суммы восстановлению не подлежат.

    Приведенная позиция Минфина РФ достаточно спорна, так как в ней не учитывается следующее обстоятельство: включает или нет сумма субсидии сумму налога.

В своем письме от 28.07.2009 № 3-1-11/544 ФНС России привела позицию Минфина РФ, выраженную в более раннем письме от 15.05.2008 № 03-07-15/77, о том, что суммы налога, ранее принятые к вычету, по приобретенным товарно-материальным ценностям, стоимость которых компенсируется за счет средств, выделенных из федерального бюджета, подлежат восстановлению. Далее ФНС указала: «…согласно практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 9591/06, от 01.04.2008 № 13419/07, отмечается, что положениями Кодекса не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим дотации, в случае оплаты за коммунальные ресурсы за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание информацию, изложенную в письме ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716, налоговым органам на практике в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками следует руководствоваться сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями».

Таким образом, ФНС предписало нижестоящим налоговым органам, вопреки позиции Минфина России, руководствоваться сложившейся судебной практикой.

Из анализа судебной практики следует, что право на вычет НДС по приобретенным ОС, материалам и услугам будет обоснованным, если

  • вычет основан на счетах-фактурах поставщиков товаров и услуг, составленных в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ;

  • приобретенные товары и услуги приняты на учет, что подтверждается соответствующими первичными документами;

  • из платежных поручений на перечисление бюджетных средств Организации будет следовать, что сумма субсидии не включает сумму НДС;

  • товары и услуги приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС.

    Сам по себе факт возмещения Организации понесенных затрат за счет средств областного бюджета, полученных в качестве субсидии, не лишает Организацию такого права (постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 № 13419/07 по делу № А33-10461/2006, ФАС СКО от 06.03.2009 № А53-10102/2008, ФАС УО от 14.02.2008 № Ф09-307/08-С2, от 03.12.2007 № Ф09-9866/07-С3, ФАС ВВО от 28.09.2006 № А82-19017/2005, ФАС ЗСО от 11.05.2006 № Ф04-1808/2006 и др.).

    С учетом изложенного, полагаем, что при выполнении вышеуказанных условий Организация имеет право на вычет НДС по приобретенным товарам и услугам.

Ю.А. Разумова, Е.Б. Хандуева