Адрес

г.Томск, ул. Пушкина, 23
тел. (3822) 53-02-29, 528-169, 65-03-83

 

Регистрация недвижимости в 2017 году

 

 

Федеральными законами от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ С 01 января 2017 года на всей территории Российской Федерации вступил в законную силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, призванный заменить по ранее действовавший Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

 

За скупой юридической фразой кроется не только замена одного закона на другой, но и изменение всего порядка регистрационных действий в отношении недвижимости, происходившего в нашей стране

 

Получившийся закон интересен следующими положительными нововведениями:

 

1. В два раза меньше документов

 

Благодаря новому закону не нужно готовить два пакета документов для кадастровой палаты и Росрееста. Отныне функции по фиксации прав граждан и юридических лиц в отношении недвижимости, как и описанию такой недвижимости, сосредоточены всецело в руках Росреестра. Теперь, чтобы, к примеру, зарегистрировать право собственности на земельный участок, подлежащий кадастровому учету, достаточно обратиться в одно из отделений Росреестра.

 

2. Сокращены сроки регистрации

 

По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день.

 

Напомним, что раньше регистрация осуществлялась в течение 10 рабочих дней. Теперь же сроки сокращены.

 

3. Подаем документы в любой точке страны

 

Пожалуй, самое важное нововведение – теперь подавать документы можно в любое территориальное управление Росреестра в любой точке страны (либо в многофункциональный центр «Мои документы»). Раньше заявление подавалось по месту нахождения недвижимости.

 

4. Право на ошибку для заявителей

 

Кардинально изменены основания для отказа в государственной регистрации и основания для ее приостановления. Теперь, в случае несоблюдения требования закона, будет следовать приостановление в регистрации, и лишь затем отказ.Такое изменение следует признать положительным. От ошибок в регистрации не застрахован никто. Если раньше, даже из-за самой незначительной ошибки следовал отказ в государственной регистрации сопряженный с потерей времени и денежных средств в виде госпошлины, то теперь будет шанс исправить допущенные ошибки, подав дополнительные документы..

 

5. Отсуствие права на ошибку у Росреестра

 

А вот для регистрирующего органа не все так радушно. Теперь за волокиту в работе, необоснованный отказ в приеме документов, технические ошибки можно наказать нерадивых чиновником «рублем». Ответственность за отказ в приеме документов был и раньше но теперь наконец установлено на уровне закона возможность взыскания убытков. Обращаем ваше внимание, что взыскание происходить за счет средств казны (бюджета) в исковом порядке.

 

Теперь перейдем к минусам:

 

Без бумажных свидетельств

С введением нового закона перестанут выдавать привычные бумажные свидетельства о правах на недвижимое имущество. Их заменой станет выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости). Государственная регистрация договора или иной сделки будет подтверждаться специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Необходимо отличать такую выписку от уже привычной нам выписки из ЕГРП или ГКН, которая может быть выдана абсолютно любому лицу. Помимо общих сведений о собственнике, обременениях н объект недвижимости в новой выписке будут указаны сведения:

- о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

- о содержании правоустанавливающих документов; обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимость;

- сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

 

Такая выписка выдается по результатам регистрации прав и предоставляется только самому собственнику (правообладателю), либо его представителю. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны самостоятельно запрашивать в Росреестре сведения о зарегистрированных правах, если такие сведения необходимы им для осуществления своих функций, в том числе для оказания услуг гражданам. То есть владельцы недвижимости избавлены от необходимости самостоятельно запрашивать выписки, чтобы подтвердить свои права. Исключение составляет суд, но и здесь можно обойтись копией, представив подлинник суду на обозрение. Подобное нововведение с заменой привычных для граждан свидетельств, на наш взгляд, не несет в себе никакого практического смысла и является случаем «реформы ради реформы».

 

Новый закон – головная боль для регистраторов.

Теперь документооборот ведется в электронном виде, вместо ЕГРП и ГКН появился ЕГРН, необходимость запрашивать документы, которые раньше должен был предоставлять заявителю, отсутствие практики и разъяснений руководства. Все это, безусловно, скажется на динамике работы государственного органа в первые месяцы, может привести к ошибкам, что отразится и на заявителях. Суммируя изложенное, следует сказать, что не все граждане обладают достаточной правой информацией, чтобы использовать по максимуму новый закон и привлечь, например, регистратора к ответственности в случае затягивания регистрации, необоснованного отказа в приеме документов и прочих неправомерных действий. 218-ый ФЗ непривычен в первую очередь для самих регистраторов, которым в любом случае потребуется время, чтобы наработать необходимую в такой деятельности практику правоприменения.

 

Тем не менее, оцениваем новый закон положительно, как закон способный расширить защиту прав граждан и юридических лиц, а также упростить сам процесс государственной регистрации. 

 

Юрисконсульт С.Б. Барсуков