Адрес

г.Томск, ул. Пушкина, 23
тел. (3822) 53-02-29, 528-169, 65-03-83

 

Новое в правовом регулировании

деятельности бюджетных учреждений

 

c 2011 ГОДА

 

Федеральными законами от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ внесены следующие основные изменения, вступающие в силу с 01.01.2011 г., за исключением отдельных положений.

 

В Гражданский кодекс Российской Федерации

В ст. 120 среди государственных или муниципальных учреждений наряду с автономным и бюджетным учреждением выделено казенное учреждение.

В отличие от ранее действующего порядка установлено, что собственники имущества бюджетного и автономного учреждения не несут ответственности по обязательствам бюджетного и автономного учреждения (п. 2 ст. 120).  При этом бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств[1], а также недвижимого имущества[2].

В статью 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» также внесены изменения согласно которым правомочия в отношении имущества бюджетного учреждения стали схожи с правомочиями автономного учреждения, за исключением одного: бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом, а не только закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.

 

В Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

В указанном законе также введены новые типы государственных, муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные (ст. 9.1.).

Закон дает следующее понятие бюджетного учреждения – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет основную деятельность в соответствии с государственными заданиями, которые формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.  Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.  Данное обеспечение осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.  В случае сдачи в аренду указанного имущества финансовое обеспечение учредителем не осуществляется.

Кроме того бюджетное учреждение может осуществлять уставную деятельность сверх государственного задания за плату.  Иные виды деятельности бюджетное учреждение может осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

 

Устав бюджетного или казенного учреждения помимо прочего должен содержать указание на тип учреждения (п. 3 ст. 14).

 

Законом № 83-ФЗ введена статья 17.1., согласно которой изменение типа государственного учреждения не является его реорганизацией; такое изменение требует внесения соответствующих изменений в его учредительные документы.  При этом государственное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов (п. 4 ст. 17.1).  Статья 17.1 вступила в силу с 01.10.2010 (п. 3 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).   

 

В Федеральный закон «Об образовании»

Согласно измененной редакции п. 3 ст. 12 образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).  При этом государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. 

 

В Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

В частности, установлено, что финансовое обеспечение деятельности высших учебных заведений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ранее было указано, что за счет средств соответствующих бюджетов) (п. 1 ст. 28 данного закона).

 

В Бюджетный кодекс Российской Федерации

В статье 6 БК РФ изменено понятие получателя бюджетных средств, в частности, из него исключено бюджетное учреждение (включено казенное учреждение).

Из числа доходов бюджетов исключены доходы от использования и продажи имущества бюджетных и автономных учреждений (ст. 41 БК РФ).

В числе бюджетных ассигнований указаны ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам (ст. 69.1 БК РФ).

Изменена статья 78.1, которая стала регулировать предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (ранее не являющимся бюджетными учреждениями).

 

В Налоговый кодекс Российской Федерации

 

НДС

С 2012 года не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации" (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 6 Закона № 239-ФЗ).

 

Налог на прибыль

Введены виды средств целевого финансирования:

в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (абзац третий п. 14 ст. 251 НК РФ в редакции пп. «а» п. 2 ст. 16 Закона № 83-ФЗ, действующей с 01.01.2011);

в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 года в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (абзац четвертый п. 14 ст. 251 НК РФ введен пп. «а» п. 2 ст. 2 Закона № 239-ФЗ и распространяет свое действие на отношения с 01.01.2011 г.).

 

Статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями»  признана утратившей силу с 01.01.2011 г. (п. 5 ст. 16, п. 4 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).  Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ введена статья 331.1., нормы которой распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ).  Статья 331.1 применяется до 1 июля 2012 года бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств и использующими на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и (или) правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности.

Установленный в статье 331.1 порядок предусматривает, что

1) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств, предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала, расходов на все виды ремонта основных средств за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, в целях налогообложения отнесение этих расходов на уменьшение доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, производится пропорционально доле доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов (включая доходы, полученные в рамках целевого финансирования);

2) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, не предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, эти расходы учитываются при определении налоговой базы при оказании платных услуг и осуществлении иной приносящей доход деятельности при условии, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.

 

Ранее аналогичный порядок действовал на основании п. 3 ст. 321.1 НК РФ.

 

Данные изменения связаны с тем, что с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период (п. 13 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).  В переходный период бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств, за исключением тех, которым предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат (пп. 1 п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).  Кроме того, в переходный период федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Операции с указанными средствами осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности; заключение и оплата договоров, подлежащих исполнению за счет данных средств, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности (пп. 4, пп. 5 п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).

 

Таким образом, в течение переходного периода бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств в целях налогового учета должны руководствоваться положениями абзаца четвертого п. 14 ст. 251 и ст. 331.1. НК РФ, действие которых распространяется на отношения с 01.01.2011 г. 

На бюджетные учреждения, не являющиеся получателями бюджетных средств, указанные нормы не распространяются.  Кроме того, согласно действующей на сегодняшний день редакции статьи 331.1 НК РФ по окончанию переходного периода ее положения не применяются. 

Бюджетные учреждения, не являющиеся получателями бюджетных средств, будут вести налоговый учет в общем порядке, с учетом того, что предоставляемые им субсидии отнесены к целевым средствам, следовательно, бюджетные учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках данного целевого финансирования (п. 14 ст. 251 НК РФ).

 

Юрист Е.Б. Хандуева



[1] Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, на основании порядка отнесения имущества к данной категории, установленного Правительством РФ (п. 11, п. 12 ст. 9.2. Закона о некоммерческих организациях)

[2] Ранее действовала редакция, согласно которой учреждение (независимо от его вида) отвечало по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам нес собственник соответствующего имущества

Продажа недвижимостиОдной из главных функций государства является сбор налогов и дальнейшее перераспределение аккумулированных средств в различных сферах, таких как образование, здравоохранение, инфраструктура и т.п. И если в вопрос об эффективном распределении финансов является в России философским, то в части изъятия денежных средств у населения наша страна имеет завидный профессионализм.Одним из проявлений этого являются изменения в НК РФ в сфере налогообложения продажи недвижимости, собственниками которой являются физические лица, начавшиеся в 2015 году.Именно в этом году начался плавный переход на применение кадастровой стоимости недвижимости, используемой расчета налога на имущество.Надо сказать, что кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками и считается наиболее приближенной к рыночной. Оценка проводится заочно без привлечения собственника, поэтому «стучаться в дверь», чтобы оценить ваше имущество никто не станет, профессиональному оценщику достаточно своих теоретических знаний. При этом такая оценка проводится поверхностно, очень часто кадастровая стоимость не соответствует фактической, необоснованно превышая ее.Инвентаризационная стоимость тоже когда-то соответствовала рыночной (на момент технической инвентаризации), однако вместе с ценами не росла, так и оставшись в конце девяностых - начале нулевых.В общем, самый важный момент который следует знать, тот, что кадастровая стоимость в 5-10 раз выше инвентаризационной, а значит во столько же раз и возрастут налоги на имущество для физических лиц.Чтобы не шокировать население резко возросшими налогами, государство приняло решение планомерно повышать налог, а точнее применять снижающий коэффициент 0,2, который будет расти в течение 5 лет, пока не станет 100%.Как сообщает ФНС в 72 регионах налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах Российской Федерации. Исключением является, н-р Томская область, Красноярский край, Алтайский край и д.р. А значит, жители указанных регионов могут пока платить налоги по «старой» стоимости имущества.Еще одно нововведение касается самого факта уплаты налога. Многие собственники, не получая из налогового органа квитанцию «отмалчиваются» и не платят налог. Теперь же собственник, не получив извещение, должен самостоятельно сообщить об этом налоговикам, если же он этого не сделает, то ему гарантирован штраф в размере 20% от суммы начисленного налога.Так, с 2017 г. при получении сообщения об объектах налогообложения инспекция направит вам уведомление об уплате налога за три предшествующих календарных года, но не ранее момента возникновения права на объект.Т.е., если инспекция по каким-то причинам «забывала» направлять вам уведомление, то налог придется платить за три года.Помимо налоговой нагрузки на собственников недвижимости, государство установила новые, более жесткие правила для сделок с недвижимостью, так:1.Увеличен минимальный срок владения имуществом для его безналоговой продажи до 5 лет. Обосновывалось это в духе советских времен в целях снижения «спекулятивных сделок на рынке недвижимости», поскольку последние приведут к дестабилизации рынка.2.Стоимость квартиры при продаже «привязана» к ее кадастровой стоимости. Так, если цена сделки ниже более чем на 30% ниже кадастровой, налоговая самостоятельно досчитает налог по «справедливой» цене, приняв за такую цену кадастровую стоимость объекта, умноженную на 0,7.Указанные нововведения выгодны только государству, при этом все издержки понесут граждане. Реформа повлияет на рынок недвижимости в целом. Теперь владеть элитной недвижимостью будет очень дорого. В этом случае возможно ситуация, когда такая недвижимость будет выставлена на продажу или будет пустовать, в связи с не востребованностью. С учетом сказанного, граждане будут поставлены перед выбором: либо проявить стоицизм и принять увеличение налогового бремени, либо искать законные способы избавиться от налогооблагаемого имущества наименее затратным путем.